О Самарканде
Самарканд — удивительный город, органично сочетающий в себе восточную красоту своеобразной архитектуры и планировки его исторического центра, с прекрасными памятниками зодчества средневековья, и динамику современной жизни. Здесь на каждом шагу можно встретить следы древних цивилизаций и проследить этапы развития городской культуры на протяжении нескольких веков. Последний "золотой век" города связан с периодом правления здесь династии Тимуридов и, непосредственно, с великим полководцем Амиром Темуром, который сделал своей основной целью объединение разрозненных владений...

Подробнее о Самарканде

Marakanda Travel   /   Города Узбекистана  /   Ферганская долина

Ферганская долина

Коканд, Ферганская долина

СМОТРИТЕ НА НАШЕМ САЙТЕ Тур по Ферганской долине
«Ферганская долина – жемчужина Узбекистана»

Фергана

Фергана – один из древнейших культурных оазисов в Средней Азии.

Ферганской долиной, или Ферганой , называют межгорную котловину в верхнем течении Сырдарьи и ее истоков, окруженную горными системами Памиро-Алая и Тянь-Шаня. Лишь на западе долина узким коридором, шириной в 9 км, выходит из равнины Голодной и Дальверзинской степей. Ферганская долина выделяется обилием и разнообразием природных богатств, поэтому в народе ее называют жемчужиной Узбекистана. Здесь имеются все необходимые естественно-географические условия для жизни человека и развития уже с древнейших времен земледелия: плодородные почвы, благоприятный климат и обилие водных ресурсов. Все это в значительной мере способствовало появлению здесь оседло-земледельческой культуры с самых древних эпох. Фергана в древности составляла самостоятельный историко-культурный оазис Средней Азии, подобный Бактрии, Согду, Хорезму.

На территории Ферганской долины до наших дней сохранились многочисленные памятники прошлого – развалины древних городов, крепостей, замков. А также великолепные средневековые общественно-культовые сооружения и множество мемориальных построек, в которых отражено искусство местных зодчей.

Фергана является одним из самых зеленых уголков Узбекистана. Город Фергана расположен на юге Ферганской долины. История начинается с 1877 года, после распада Кокандского ханство был образован Ферганский вилоят. Административным центром стал Новый Маргилан, расположившиеся в 12 километрах от старого Маргилана. Первым генерал-губернатором был назначен генерал М.Д Скобелев. Главным сооружением города являлась военная крепость, занимавшая большую площадь. От нее по радиусу были продолжены три новые улицы. Особое внимание уделялось озеленению. В центре города был разбит большой парк. Первыми архитектурными сооружениями города стали Дом губернатора (в настоящее время здание драматического театра), Дом помощника губернатора (бывшая 2-я городская больница), Военное собрание (Дом офицеров), мужская гимназия (административный корпус университета). В 1907 город был переименован в Скобелев, а с 1924 года называется Ферганой. Территория города- 70 кв.км, население- 320 тысяч человек. Расположен на высоте 580 метров над уровнем моря. В Фергане нет древних архитектурных и исторических памятников, но ее пригороды славятся неповторимыми красивыми местами. В предгорьях Алайского хребта центре долины Алтыарыкская, утопая в зелени садов и виноградников, раскинулось селение Чимион, известное своими целебными минеральными источниками. Бальнеологический санаторий «Чимион» - крупнейшая здравница в Средней Азии. Город Фергана стал 3-им крупным городом Ферганской долины с населением в 220,000 человек. Широкие дороги Ферганы разбросаны веером от старой военной крепости, напоминая Санкт-Петербургский дизайн Ташкента. Парки, фонтаны, русская архитектура и индустриальные зоны усиливают схожесть и контраст с Узбекским Маргиланом.

Город Коканд

Город Коканд, расположенный в западной части Ферганской долины, является одним из древних городов Узбекистана. Точных сведений о том , кем и когда был образован город Коканд, нет. Однако известно, что в первом веке нашей эры на этом месте было несколько кишлаков, которые, постепенно расширяясь образовали город. Большое значение в развитии города имел Великий Шелковый путь. Большое количество караван-сараев было построено для купцов Индии и Китая. Первые письменные свидетельства о городе Хукянд-и-Лятиф (»Приятный Коканд), так называли в раннем средневековье этот город, встречаются в летописях X века. Коканд был разрушен во время нашествия войск Чингизхана, а возродился только в первой половине XVIII веке. Неподалеку от нынешнего города родоначальник династии кокандских ханов заложил крепость Эски-курган (1732), с которой собственно и начался новый Коканд, вскоре получивший старое имя (1740), звучавшее теперь как «хук-кон» или «Кхук-канд» – «Кабаний город». Своей мощи Кокандское ханство достигло в первой половине ХIХ века, территория которого включало в себя большую часть современного Узбекистана, часть южного Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Китая. Это было большое, могущественное государство. За время существование в ханстве было 29 правителей. В это время в городе насчитывалось более 35 медресе, около 300 мечетей, и он стал религиозным центром Ферганской долины. В 1842 году Насрулло-хан из Бухары завоевывает город. Из всех правителей Коканда наиболее яркий слет в истории оставил последний хан Худояр. В 1845 году в 12- возрасте он становится правителем государства. Правил он до 1876 года – до присоединения ханства к царской России. Во время правления он четырежды терял свой трон вновь его отвоевывал. В его эпоху велись большие работы по благоустройству города – строились гузары, мечети, медресе. В 1876 г Коканд был захвачен войсками генерала Скобелева и вошел в состав Российской Империи.

Достопримечательности Коканда

Дворец Худояр хана
В Коканде хорошо сохранилась «Урда», построенная Худоярханом. Это здание еще называют «Дворцом Худоярхана». Планировщиком и архитектором дворца называют Мир Уайдуллу. В возведении дворца участвовали не только мастера Коканда, Канибадама, Чуста, Намангана, Ура-Тюбе, но и мастера кашгарцы. Общая площадь дворца составляет 4 гектара, его фундамент поднят на три метра. По этой причине для входа в основные ворота с восточной стороны построена специальная дорога- пандус.

В верхней части дарвозахоны арабскими буквами написано: «Великий Саид Мухаммад Худоярхан». В первоначальном виде длина дворца составляло 138 метров, ширина – 65 метров. Дворец состоял из 7 дворцов и 119 комнат. В то время «Урда» была окружена внутренними и внешними заборами. До настоящего времени заборы не сохранились, осталось только два двора и 19 комнат. Здание фасада имеет 70 метров и буквально ослепляет посетителей пестрыми красками, богатством орнаментов: геометрическими узорами, арабесками, растительными мотивами. В этом здании нашло воплощение традиционное мастерство ремесленников- мастеров прикладного искусство из Ферганской долины. Резьба по ганчу, роспись, выдержки из Корана по краям голубых керамических плиток – все это можно увидеть в декоре дворца Худоярхана. Восточной части дворца размешена большая мечеть(100м х 30 м). когда-то относившаяся к медресе. В настоящее время здесь расположен Кокандский краеведческий музей, знакомящий посетителей с историей края и дворца. Дворец Худоярхана является свидетелем всех важнейших событий, которые происходили в Коканде. В 1876 году в Коканд вошли царские войска, захватили дворец. Когда ханство пало, во дворце расквартировался русский гарнизон. В тронном зале расположилась православная церковь, были открыты мужская и женская приходские школы. После Октябрьской революции, в 20-е годы, здесь расположилось правление «Кошчи», союза бедняков-крестьян. В 1924 году во дворце была открыта сельскохозяйственная выставка Ферганской области, а через год в 1925 году на базе этой выставки решено было открыть музей. В годы Второй мировой войны здесь располагался военный госпиталь. Музей состоит из шести отделов: Отдел истории, Отдел искусства, Отдел современной истории, Отдел природы, Отдел научно-просветительской и массовой работы, фонды.

Кладбище Кокандских ханов
Усыпальница Дахма-и-Шахон (1825 г.) Гробница Кокандских ханов была построена в эпоху Умархана. Ансамбль состоит из трех частей: купольного помещения с порталом, мечети-айвана и фамильного кладбища. Усыпальница окружена забором, здесь есть айван для чтения молитвы и несколько могил, в одной из которых захоронен умархан. фасад мавзолея Умархана (1809-1822 гг.) и колонны летней мечети по декору напоминают роспись мечети «Балахоус» в Бухаре. Входные двери гробницы украшены резьбой по дереву с выдержками из Корана на арабском языке и образцами поэзии Умархана. Площадь гробницы составляет 9,4 х 11,7 метров. В 1971 году этот архитектурный памятник был реставрирован народными мастерами.

Мавзолей Мадори хана (1825 г.)
Мавзолей был построен для матери Кокандского правителя Умархана, которая покоится под голубым куполом. Этот памятник является одним из интересных образцов мусульманской архитектуры.

Мечеть Жоми (1800 г.)
Мечеть была построена в период правления Умархана (1809-1822 гг.). здесь в основном читались пятничные намазы. Она представляла собой протяженный, закрытый с трех сторон айван с хонакой (закрытым помещением) в центре. Площадь айвана мечети составляет 97,5х25.5 метров, который держится на 98 деревянных колоннах, эти колонны сделаны из твердой породы дерева, за что их называют «каменными деревьями». Перед мечетью стоит каменный минарет с гладкой кольцевой кладкой жженого кирпича и шестиарочным фонарем, увенчанным граненым куполом. Его высота 22 метра. Ежедневно пять раз одно и то же время, с высоты минарета горожане призывались к намазу.

Медресе Норбутабий (1799 г.)
Медресе было построена на площади Чорсу, при участии бухарского строителя и резчика по ганчу Усто Касимджана. Не смотря на одноэтажность, здание отличается монументальностью. В Х1Х веке медресе было самым большим центром знаний в Коканде. Здесь очень много учебных и жилых комнат для студентов (хужра). Площадь медресе – 52х72 метра. В строительстве медресе в основном использовался жженый кирпич . сейчас в этом здании располагается мечеть Жоми. После обретения Узбекистаном независимости, это медресе вновь было открыто, и сейчас в нем обучаются более 80 студентов.

Риштан. Риштанская керамика.

Ришта́н (узбекск. Rishdan) — город в Ферганской области Узбекистана, расположенный между Кокандом и Ферганой. Город известен местным традиционным искусством керамики. Гончарное производство в Риштане прошло все фазы развития – от домашнего гончарства до современного производства. К концу XIX в. Риштан оформился в один из крупнейших в Средней Азии центров по выпуску глазурованной посуды. Как свидетельствуют этнографы, «в конце XIX-нач. ХХвв. в Риштане насчитывалось 80 гончарных мастерских, в которых работало 300 человек. В мастерской работали мастер, члены его семьи, в некоторых – один-два подмастерья. За сезон, который продолжался 6-7 месяцев, выпускалось 1500-1700 изделий. Это был период формирования цехового производства, в котором каждый мастер специализировался на одном из видов продукции или на одном из процессов производства. Существовало строгое деление между двумя основными группами риштанских мастеров, изготовлявших неполивную и глазурованную посуду. Одну представляли кузагары и танурчи – искусные формовщики, выделывавшие крупные сосуды хозяйственного назначения – кузы, хумы и прочую кухонную утварь, а также тануры – печи для выпечки хлеба. Иногда они использовали поливу в своих изделиях, но считали ее излишеством. В другую группу входили тавокчи – мастера по выделке разнообразной расписной глазурованной посуды: сафедпазы, чиннисозы, зардпазы. В каждом цеховом объединении были свой устав – рисоля, святой покровитель, и свой избираемый старейшина – аксакал. Существовало некоторое соперничество между кузагарами и тавокчи. Кузагары считали себя настоящими гончарами-кулолами – «основными хранителями старых традиций и основоположниками гончарства», но оставались в тени более преуспевающих и высокомерных тавокчи, расписная посуда которых пользовалась большим спросом и известностью. Обе группы мастеров проживали компактно, каждая в своем квартале: кузагары – в махалле Кузагарон (прежде Мир Хасан), тавокчи – в махалле Чиннигарон. До середины XIX в. эта махалля называлась Кулибегон (Рабы бека), а в более ранние времена – Калайи Поин (Нижняя крепость). В этих старинных названиях запечатлены вехи истории Риштана и его жителей. В начале XX в. в квартале Чиннигарон насчитывалось 100 домов мастеров, занимавшихся, в основном, производством поливной посуды из фаянса – чинни. Расселялись гончары и в других кварталах города -махалле Кулолони Боло (Верхний гончарный квартал), Дукчион (квартал веретенщиков) и Казион (квартал судей). Ремесло мастеров постигалось в процессе продолжительного ученичества. Обучение мастерству у кузагаров проходило в более короткие сроки, чем у мастеров тавокчи. Но они редко допускали к своему ремеслу посторонних. К середине XIX в. сложились основные стилистические особенности риштанской школы гончарства, сохранившиеся до настоящего времени. Наиболее ранним видом гончарной посуды риштанские мастера считают бирюзово-медную – кабуди мисин, покрытую глухой поливой, подкрашенной окисью меди зеленовато-голубых тонов. Затем стали популярными изысканные изделия из фаянсового черепка – чинни, с тонким кружевом росписи под глухой бирюзовой поливой. Восстановление этой техники, забытой со времен средневековья, риштанские мастера адресуют братьям-гончарам Усто Абдуджалолу и Усто Абдуджамилу, которые привезли ее рецепты из Кашгара и Ирана. Особенно широко распространились изделия чинни в конце XIX в., во времена Усто Калли Абдуллы, наладившего производство этой посуды в Риштане. Помимо чинни, в широком обиходе была белофонная, расписанная ультрамарином посуда – ложувари, покрытая мягкой прозрачной ишкоровой глазурью. Голубая керамика Риштана вывозилась на рынки Ферганы, Самарканда, Ташкента и Бухары. Быстрому и повсеместному ее распространению способствовали не только отменное качество, но относительная дешевизна по сравнению с китайской посудой, ввоз которой из Кашгара к этому времени прекратился. Способствовали спросу особо почитаемый на Востоке цвет бирюзы и, конечно, использование риштанскими мастерами наиболее предпочитаемых местным населением форм и декора. Некоторые элементы подражания китайскому фарфору не вводили покупателей в заблуждение, даже при том, что наиболее предприимчивые мастера в целях лучшего сбыта ставили на поддонах изделий свои клейма в «китайском стиле». Посуду эту так и называли: елгон чинни, сопол чинни, тошкан чинни, чинни мусульмони, т.е. ложный, глиняный, ташкентский, мусульманский фарфор.

В конце XIX в. изделия риштанских мастеров вывозились на всероссийские выставки. В 1900 г. они успешно экспонировались на Всемирной выставке в Париже. Керамику Риштана сравнивали с лучшими европейскими майоликами и считали способной конкурировать с ними. Современные мастера Риштана восприняли и творчески переосмыслили художественную систему искусства прошлого, выработанную многими поколениями их предшественников. В решении различных форм риштанской керамики, ее орнаментики лежит принцип декоративно-утилитарный, с преобладанием того или иного качества. В основном же, в изделиях риштанцев декоративность не мыслится без практического применения и, наоборот, функциональность – без художественно-образного решения предмета. Эта характерная черта присуща всем видам изделий, бытующих в едином стилистическом направлении. Впрочем, эти качества неразрывного единства пользы и красоты свойственны и другим локальным школам керамики Узбекистана – Гиждувану, Гурумсараю, Шахрисабзу, Ургуту, Хорезму, отчасти Ташкенту и Самарканду.

Маргилан

Маргилан расположен в Ферганской долине, в 15 км. к северу от Ферганы и 85 км. от Коканда. Точных данных о том, когда и кем, был основан город, нет. Существует легенда о названии города Маргилана, связанное с нашествием Александра Македонского в Центральную Азию в 4 веке до н.э. Когда местные жители, узнав о намерении Македонского посетить их город, торжественно встретили гостей курицей и хлебом, так как римляне любят куриное мясо. Александр Македонский после угощения спросил, как называется это блюдо, ему ответили Мургинон, то есть курица и хлеб. С этого времени и пошло название Маргилан.

Захреддин Мухаммад Бобур в своем произведении «Бобур-наме» отметил, что город знаменит своими фруктовыми садами, сладкими гранатами и урюком. Население Маргилана издавна занималось выделкой шелковых тканей, чем и завоевало славу своему городу. Почти 3 столетия – 1598 по 1876гг. Маргилан входил в состав Кокандского ханства, после присоединения Средней Азии к России 8 сентября 1875 г. Маргилан стал уездным городом, оптовым рынком сбыта хлопка и шелка. В 1927 году началось строительство шелкомотальной фабрики, которое положило начало строительству Маргиланского шелкокомбината. Его продукция неоднократно занимала одно из первых мест во всем мире по производству шелка.

Прекрасный шелк, изготовлявшийся в городе и его округе, экспортировался в страны Европы и Востока по древним трассам Великого шелкового пути. Свидетельством тому древние шелковые ткани и детали одежды (6-7 вв.н.э.), обнаружены археологами на древнем городище Мунчактепа в камышовых гробах-саркофагах – в захоронениях почти полуторатысячелетней давности. На фабрике «Ёдгорлик» (в переводе с узбекского «Дар») вы можете познакомиться со всеми этапами производства хан-атласа. Это единственная фабрика где сохранен оригинальный ручной способ работы. Здесь также занимается производством ковров как шелковых, так и шерстяных. Сохраняя секреты старинных технологий, фабрика возобновляет древние дизайны.